С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ - Владикавказская и Махачкалинская Епархия
Фото: i0.wp.com

(Окончание. Начало см.:  Крест себя любия и крест любви )

Итак, отречься от себя и взять свой крест – это состояние, которое кажется мучением, а на самом деле парадоксальным образом является великим благословением. Здесь Христос словно говорит тебе:

– Возьми крест этот свободно, понеси его с радостью, ради любви, и следуй за Мною .

И наоборот: в несении креста своего эгоизма сокрыто много боли.

«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее…» (Лк. 9, 24).

Кто хочет спасти себя, то есть свою душу, тот погубит крест. И речь тут не о том понятии, которое мы часто употребляем: «спасение души». Господь словно говорит нам, что кто хочет сам обрести внутреннюю полноту, тот, вместо того чтобы найти, потеряет ее:

– А кто потеряет себя не просто так, а ради Меня и Евангелия, кто погубит себя ради слов, которые Я вам говорю, тот будет спасен.

Кто хочет сам обрести внутреннюю полноту, тот, вместо того чтобы найти, потеряет ее

Кто готов потерять себя (а не погубить себя наркотиками, пищей и возлияниями ради утоления собственных похотей и желаний), тот получит вечную жизнь: «Христос взошел на Крест, потому что любит меня. Дай-ка и я взойду на крест – мой маленький крест, ведь я тоже хочу любить. И как только сделаю это, спасусь».

Это абсурдная логика Евангелия, которую мы видим осуществленной в жизни святых. Здесь я не могу не вспомнить несколько имен. Например, отца Епифания (Феодоропулоса) [1]  – человека, обладавшего данными для того, чтобы быть не только преподавателем, но и ректором университета, и имевшего возможность стать не только епископом, но и архиепископом. И хотя он обладал такими качествами, и многие побуждали его пойти в этом направлении, он отвечал:

– Нет! Я хочу служить людям! И денег получать не хочу!

Он не получал священнической зарплаты, а то малое, что ему давали, раздавал, чтобы оставаться целиком преданным Божией любви. Работал редактором в одном издательском доме, получал по 50 драхм [2] , чтобы можно было жить аскетом в центре Афин, на площади Омония. Это был благодатный, святой человек… Знайте, что он был кристально чистым человеком. Помню, говорю ему как-то:

– Геронда, а почему бы вам не стать епископом?

Я сам мечтал, что стану священником, и говорил себе, что, когда он станет владыкой, сразу же перейду к нему. Он устроит митрополию… Когда я сказал ему это, он внимательно посмотрел на Распятие, стоявшее перед ним, и говорит:

– Ну что тебе сказать, Нико? Я смотрю на Него, а Он мне ничего не говорит!

Он смотрел на Распятие, и Христос не говорил ему: «Возвысься», но: «Принизься».

Никогда не забуду и старца Паисия. Он испытывал сильные боли, но лицо его сияло радостью. Почему?

– Потому что сейчас, – говорил он нам, – что скажу, то и сбывается. Раньше Бог затыкал уши, говорил мне только «нет». А сейчас, поскольку я вообще не молюсь о себе, то о чем ни помолюсь для других – всё исполняется! Даже если человек не заслуживает того, чтобы это произошло.

У него имелось дерзновение к Богу. Стоя на пороге смерти, он терпел страшные боли от рака, но не умолял Его отнять у него это страдание. Напротив, использовал боль, чтобы испросить у Бога что-нибудь для других. Вот как человек губит себя, испытывает смертельную боль, но говорит: «Я умираю, чтобы свершились чудеса для других!»

Теперь представьте себе мир, состоящий из таких людей! Какой жизнью мы жили бы тогда? Жизнью, где на деле исполнились бы слова святого апостола Павла: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10, 24). А сейчас найдите где-нибудь еще такой Завет и скажите мне, что он существует, написан. Нет другого такого нигде. Только в Евангелии это можно найти. Поверьте: это говорит вам тот, кто много искал, прежде чем прочитать Евангелие.

Представьте себе общество, в котором каждый ищет блага другого, в котором мы все – братья друг другу

Представьте себе жизнь, общество, в котором каждый ищет блага другого, в котором мы все – братья друг другу. Мы для этого и ходим в церковь, и уходим в монастырь, в Церкви для этого и существует понятие «приход». Вы приходите сюда каждое воскресенье; мы вместе служим Святую литургию; вместе приносим хлеб и вино, которые суть наша жизнь; вместе причащаемся, чтобы пребывать в любви, чтобы достигнуть этой открытости между собой. Мы для того и причащаемся из одной лжицы. Как одна семья. Семья Бога. Каждое воскресенье, каждый праздник, всегда вместе. Поэтому не старайся решать свои проблемы индивидуально: так они с еще большей силой будут на тебя обрушиваться, и ты всё больше будешь погибать в них.

Но на самом деле это еще большой вопрос: семья ли мы, потому что часто мы и в церковь ходим как индивиды, словно идем в супермаркет. А в супермаркете у каждого своя тележка: он наполняет ее, платит и уходит. Нас там много, а каждый одинок. В Церкви же не так, потому что то, что мы получаем, бывает разделено, и связано это с нашим приобщением к Жизни, которое и является ответом на многие проблемы. Потому что после того, как мы изменим свою связь с Богом, наша жизнь изменится – она не станет беспроблемной, у нас появятся другие искушения, другие проблемы, но также и другие, великие решения. Отречься от себя – это состояние, требующее труда. Но когда приложишь эти духовные усилия, когда встанешь на этот путь, ты откроешь новые и великие горизонты в своей жизни.

Кто живет в своем нарциссическом мире и никого не любит, тот, если и в церковь пойдет, всё равно что сходил в супермаркет. Пошел в мясной магазин, прошелся по рынку, а потом решил и в церковь сходить, потому что хочет чего-то взять оттуда. Такой человек не идет вслед за Христом, ему нужно что-то конкретное:

– Крести моего ребенка! Венчай моего сына! Отслужи мне молебен!

А чем тебе поможет этот молебен? Ты думаешь, всё делается магическим образом? А где же Христовы слова: кто хочет – и: следуй за Мною? Где твоя готовность стать учеником? Таинства обладают благодатью, но они требуют и воли – воли, которая со-действовала бы, чтобы они могли принести плод.

Таинства обладают благодатью, но они требуют и воли – воли, которая со-действовала бы, чтобы они могли принести плод

Если хочешь помириться с мужем – иди исповедуйся!

– Ну да! Это же он виноват! – отвечаешь ты.

Тогда хоть по три молебна каждый день служи, но, пока будешь держаться этого «он виноват», ты не увидишь успеха. Пойми, что, если в эту минуту моя жизнь оборвется, Бог не станет судить меня по грехам моего мужа или жены. Он будет судить меня самого. Есть дело, которое должен сделать я. Лично. Тогда начнет действовать благодать таинств.

Поэтому духовная жизнь начинается с Исповеди. Но даже на Исповеди можно замкнуться в себе. Ты можешь побывать на Исповеди и всё равно остаться внутренне безутешным, глубоко в душе не желать спастись, не хотеть осудить себя, а продолжать искать вину в других.

«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16, 26).

Под душой здесь имеется в виду вечная жизнь, к которой человек призван. Ты приобрел весь мир, но что ты заберешь с собой в час смерти? Одну лишь любовь, благое произволение, только связь с Богом ты возьмешь с собой. Если эта связь сильная, твоя жизнь может превратиться в рай. А всё остальное нас покинет. Мы ничего не можем взять с собой. Да, ты приобрел весь мир, но что у тебя останется? Что даст человек взамен за душу свою?

Многие думают, что если приобретут всё, о чем мечтают, то автоматически станут счастливыми. Только я еще не видел никого, кто стал счастливым оттого, что приобрел то, чего хотел, потому что в ту минуту, когда он приобрел это, ему уже захотелось еще столько же, а потом еще столько же. Человек не знает сытости. Есть очень богатые люди, которые всегда живут в тревоге и мучениях: то конкуренция растет, то какая-нибудь должность окажется лучше или чье-то богатство больше. И так мы заболеваем и губим свою душу.

Итак, чтобы закрепить и запечатать всё это Своим словом, Христос добавляет:

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

Кто слушает эти слова и презирает их, считает их неважными и бессмысленными, того постыдится Господь в Судный день. Вот как четко Христос показывает нам, какой путь единственно верный: путь страдания ради других, из любви. Только в такой жизни обретается покой и открываются дары благодати.

Христос показывает нам, какой путь единственно верный: путь страдания ради других, из любви

Это снова напоминает мне о старце Паисии. Когда у нас были проблемы (а часто проблемы бывали большими, когда с нами поступили очень несправедливо), он советовал нам так:

– Смотри, чтобы ты не поступал несправедливо, ты не богохульствовал, ты не вел себя по-скотски! Ты стой тут, и Бог скажет Свое слово! Молись, чтобы Бог сказал Свое слово!

Сам Христос сделал то же самое – передал суд Тому, Кто судит справедливо (ср. Деян. 2, 23). И Бог говорит Свое слово. Но если я возьму суд Божий в свои руки и начну уничтожать других, тогда лишусь и той малой справедливости, которой так жаждал.

Давайте снова взглянем на события, связанные с Октябрьской революцией 1917 года. Многие вышедшие тогда на улицы были правы, но лишились своей правоты, когда в конечном счете причинили больше вреда, чем претерпели. Они последовали закону ненависти: «Ты меня распял, причинил боль, а сейчас мой черед! Я и тебя распну, и других, чтобы больше не оставалось никого, кто распинает, и я снова не оказался в опасности!»

«Кто постыдится Меня и Моих слов »  Господь словно говорит нам:

– Ты очевидно гораздо умнее Меня! И поскольку ты из умных, иди к таким же умным, а Я к Себе возьму таких же безумных, как Я, отрекшихся от себя.

Я считаю себя таким умным, а разорвал отношения с братом, матерью, отцом, соседом. А не кажется ли мне, что в этом моем положении нет никакой мудрости? Меня никто не интересует, мне не хочется быть добрым, зато очень хочется, чтобы мне было спокойно! Только как же я тогда до сих пор не заметил, что этот мой жизненный выбор не обеспечил мне спокойствия, не гарантировал равновесия?

«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1).

При толковании этого евангельского текста экзегеты говорят, что его смысл относится к тексту, следующему в Писании ниже, и речь идет об апостолах, это они увидят Христово Преображение. Но когда я читаю этот текст в связи с предыдущими стихами, то думаю, что здесь скорее говорится именно о тех, кто выбирает Крест любви. Именно они увидят Царство Божие в истине и силе. У них будет опыт боговидения, общения с Богом уже теперь. Так я понимаю этот отрывок. Не знаю, ошибаюсь я или нет, но я провожу связь с предшествующим текстом.

Кто встанет на этот трудный путь, те поймут Бога, осязаемо ощутят Его присутствие, пришедшее в силе, – что означает, что они увидят Божии чудеса, насладятся ими и, наверное, будут сами их совершать. Они получат великие дарования. Ибо у всех нас есть дары благодати, но они сокрыты и таинственны. Почему? Потому что если Бог откроет их нам в том состоянии, в каком мы находимся сейчас, то мы начнем использовать их друг против друга. Например, чтобы я смотрел на вас в эту минуту и понимал, как чувствует себя каждый, – для этого надо иметь очень много любви, чтобы употребить такой дар во благо, не правда ли? Или знать, где зарыты сокровища. Или видеть будущее. Сколько благодати надо иметь, чтобы Бог даровал тебе способность видеть будущее какой-то конкретной личности! И сколько любви надо иметь, чтобы не эксплуатировать этот дар в свою пользу!

Надо иметь огромную любовь, чтобы получить благодатные дарования. Поэтому благодатные дарования и становятся действенными, начинают проявляться, когда встаешь на путь любви. Только тогда. Когда ты готов использовать этот небесный дар во спасение и в помощь другому. И при этом знаешь, когда его использовать.

Благодатные дарования начинают проявляться, когда встаешь на путь любви

Старец Паисий говорил нам:+

– По благодатному дару, данному мне Богом, я мог бы пойти в казарму, рассказать там, что каждый из солдат творил в своей жизни, забрать всех с командиром во главе на Святую Гору Афонскую и сделать монахами. Но Бог не хочет этого!

Какие сильные слова! Бог не хочет произвести на тебя впечатление, не хочет взять тебя в плен, не хочет схватить тебя за шиворот и притянуть к Себе. Он хочет, чтобы ты Его свободно поискал.

Вот великое благородство Бога, которым диавол не обладает. Диавол схватит тебя в охапку и даже тебе на спину запрыгнет, он хочет взять тебя в плен тут же, немедленно. А Бог хочет свободы человека, его любви, его души хочет – того, о чем мы здесь говорим. Он хочет, чтобы я сам понял ценность того, о чем Он говорит. И когда я начну идти этим путем, то постепенно, в меру моей духовной зрелости, всё, о чем говорят святые, начинает мне открываться.

Идя вперед по этому пути, в нашем общении с Богом, мы будем ощущать всё большую уверенность и смелость. Потому что мы дрожим и боимся всего в этой жизни потому, что не встали на Его путь, чтобы Он показал нам Себя.

А «увидеть Царствие Божие, пришедшее в силе» ,  – это чудо, это значит обнаружить Небесное присутствие здесь и теперь. В конечном же счете это признак того, что ты вступил на Путь Креста, Креста любви в свободе.

Священник Николай Людовикос
Перевела с болгарского  Станка Косова

 
По теме
false - Iriston.Ru В Храме Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках 9 февраля отслужили молебен по художнику, Заслуженному деятелю искусств России Заур-Беку Абоеву.

11.02.2020
изгнание - Владикавказская и Махачкалинская Епархия 9 февраля — начинается первая из трех «подготовительных недель» Великого поста   Великий пост в 2020 году начнется 2 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель * . В чем смысл их названий?

09.02.2020
В Доме Правительства обсудили план мероприятий по капитальному ремонту собора св. Георгия Победоносца во Владикавказе - Администрация РСО-А В кафедральном соборе святого великомученика Георгия Победоносца во Владикавказе с 1 февраля приступят к реализации проекта капитального ремонта, включающего роспись и благоукрашение храма.

04.02.2020
 
В кафедральном соборе святого великомученика Георгия Победоносца во Владикавказе с 1 февраля приступят к реализации проекта капитального ремонта, включающего роспись и благоукрашение храма.

04.02.2020
В рамках визита отец Георгий встретился с сотрудниками УИИ УФСИН России по Республике Северная Осетия-Алания , провел церковную службу, беседу, ответил на все интересующиеся вопросы сотрудников.

31.01.2020
В Доме Правительства обсудили план мероприятий по капитальному ремонту собора св. Георгия Победоносца во Владикавказе - Администрация РСО-А В кафедральном соборе святого великомученика Георгия Победоносца во Владикавказе с 1 февраля приступят к реализации проекта капитального ремонта, включающего роспись и благоукрашение храма.

30.01.2020
 
SDC16461 - Газета Вперед В конце уходящего года в Змейском сельском Доме культуры при содействии главы поселения Эльбруса Дзуцева и Фонда «Гиперион Ковчег», который занимается социальной реабилитацией,

28.01.2020
Вячеслав Битаров ознакомился с проектом росписи кафедрального собора святого великомученика Георгия Победоносца во Владикавказе - Представительство Республики при  Президенте РФ В кафедральном соборе святого великомученика Георгия Победоносца во Владикавказе завершена разработка проекта капитального ремонта, включающего роспись и благоукрашение храма,

25.01.2020
Река Иордан в день Богоявления - Владикавказская и Махачкалинская Епархия Река Иордан в день Богоявления «Иордан возвратися вспять…» В аэропорту Бен-Гурион нашу группу встречала экскурсовод с трогательной табличкой в руках, на которой было написано: «Град Петров».

23.01.2020
 
Крещение оглашенных в кафедральном Свято-Троицком соборе Саратова. Фото: Иван Привалов - Владикавказская и Махачкалинская Епархия Знаете ли вы, как происходило крещение в христианской Церкви первых веков, как входили в общину новые ее члены?

23.01.2020
Изъято около трёх тысяч разовых доз наркотика Сотрудниками Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД Северной Осетии, совместно с коллегами из ГУ МВД России по СКФО  ликвидирована нарколаборатория.
МВД Республики Северная Осетия – Алания
20.02.2020
    Приказом Генерального прокурора Российской Федерации старший советник юстиции Дзантиев Ислам Исламович назначен прокурором Дигорского района Республики Северная Осетия – Алания.
Прокуратура
20.02.2020
    Приказом Генерального прокурора Российской Федерации старший советник юстиции Каболов Ахтемир Владиславович назначен прокурором Пригородного  района Республики Северная Осетия – Алания.
Прокуратура
20.02.2020
Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Именно в этот день Советская Армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим на территории Польши, в котором погибло, по разным оценкам,
29.01.2020 Газета Вперед
false - Iriston.Ru В Храме Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках 9 февраля отслужили молебен по художнику, Заслуженному деятелю искусств России Заур-Беку Абоеву.
Iriston.Ru
11.02.2020
изгнание - Владикавказская и Махачкалинская Епархия 9 февраля — начинается первая из трех «подготовительных недель» Великого поста   Великий пост в 2020 году начнется 2 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель * . В чем смысл их названий?
Владикавказская и Махачкалинская Епархия
09.02.2020
В кафедральном соборе святого великомученика Георгия Победоносца во Владикавказе с 1 февраля приступят к реализации проекта капитального ремонта, включающего роспись и благоукрашение храма.
Моздокский вестник
04.02.2020
В конце уходящего года в Змейском сельском Доме культуры при содействии главы поселения Эльбруса Дзуцева и Фонда «Гиперион Ковчег», который занимается социальной реабилитацией,
28.01.2020 Газета Вперед
Глава РСО-А Вячеслав Битаров огласил ежегодное Послание Парламенту республики - Министерство культуры Доклад-послание Главы Республики Северная Осетия-Алания об основных направлениях социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания и отчет о результатах деятельности Правительства Республики Северная Осетия-Алания.
Министерство культуры
20.02.2020
21 февраля в 15 часов в кинотеатре «Дом кино» во Владикавказе состоится премьерный показ фильма «Баллада о солдате», дублированного на осетинском языке.
20.02.2020 Моздокский вестник
В целях сохранения исторической памяти и в ознаменовании 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов Указом Президента Российской Федерации от 08.07.
18.02.2020 Моздокский вестник
Дмитрий Бибиков успешно выступил на чемпионате и первенстве ЮФО/CКФО по плаванию - Region15.Ru В Волгограде проходят чемпионат и первенство ЮФО/СКФО по плаванию. Представитель Северной Осетии Дмитрий Бибиков в первый день соревнований трижды поднимался на пьедестал почета,
Region15.Ru
20.02.2020
Недавно в с. Комсомольском состоялся товарищеский турнир по волейболу, посвященный эстафете «Дорога памяти», приуроченной к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Газета Вперед
19.02.2020
Победителем первенства РСО-Алания по вольной борьбе среди юношей стал воспитанник Кировской ДЮСШ Аслан Шавлохов (в/к 48 кг).
14.02.2020 Газета Вперед
Соревнования по теннису среди юношей под таким звучным лозунгом состоялись в Эльхотовском многопрофильном колледже имени Героя Социалистического Труда Д. Е. Накусова.
14.02.2020 Газета Вперед
Доклад-послание Главы Республики Северная Осетия-Алания об основных направлениях социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания и отчет о результатах деятельности Правительства Республики Северная Осетия-Алания - Администрация РСО-А Мæ зынаргъ Иры адæм! Арфæ уын кæнын уе `ппæтæн дæр! Нæ республикæйы цы ивддзинæдтæ цæуы, цы объекттæ аразæм, уыдон иууылдæр сты нæ иумæйаг куысты бæрæггæнæнтæ.
Администрация РСО-А
20.02.2020