Алла ДЗГОЕВА: «Понимать театр – это искусство»

22 марта исполнилось 70 лет народной артистке РСО-А Алле Дзгоевой, 44 из которых она подарила Осетинскому театру. Она всегда любила кино, даже собирала фотографии артистов, как и многие другие девочки, в ранней юности. Ее кумирами были Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова. Кроме того, она неплохо исполняла русские и осетинские песни. Но, несмотря на это, она говорит, что в театр попала случайно. В труппу Осетинского театра Алла Дзгоева была зачислена в 1970 году после завершения учебы на актерском факультете ГИТИСа им. А. Луначарского.

 

В 1962 году она поступила на филологический факультет нашего пединститута. До сих пор хорошо помнит лето 1965 года. Они с подругой только что сдали сессию и договорились встретиться, чтобы пойти в библиотеку. Жила подруга на набережной Терека. Алла шла к ней, а навстречу – дядя подружки, корифей осетинской сцены Маирбек Цаликов. Увидев ее, он сказал: «А я тебя ищу! Что если мы тебя в Москву сосватаем?» Алла подумала, что за кого-то замуж хотят выдать. А Маирбек Курманович говорит: «Приходи завтра в два часа в театр». И она все поняла: до этого в газете видела объявление о наборе в театральную студию.

– На следующий день я была в театре. Там народу – тьма. Неужели они все собираются поступать?! Но, думаю, зайду, раз старший попросил, – рассказывает Алла Гагузовна. – Зашла... и обомлела. Там сидели такие мэтры нашей сцены, как Кариаева, Каргинова, Гогичев, Хурумов! У меня  коленки задрожали. Георгий Хугаев предложил мне сесть и попросил почитать что-нибудь. «Мы, – говорит, – знаем, что вы учитесь. У вас хорошая, благородная внешность». Потом я прочла сцену последней встречи Татьяны и Онегина, спела русскую народную песню «Вдоль по Питерской». «Хотите, спою еще частушки?» – спросила я. Мне ответили: «Давай». Я была совершенно раскрепощенной, наверное, потому, что не жаждала поступить.

В итоге отобрали 30 человек. Накануне отъезда Аллу Дзгоеву пригласил к себе министр культуры Иван Гапбаев и сказал: «Вы даже не представляете, какое счастье – учиться в Москве!» В тот день ее провожали старшая сестра Венера и весь курс. До сих пор она с восхищением вспоминает, как Костя Бирагов нес ее чемодан. В Москве она попала в сказку, не пропускала ни одной премьеры, очень любила ходить в Театр сатиры.

Любовь и интерес к творчеству 
А. Дзгоевой с каждым годом возрастает, ведь актриса продолжает радовать публику своим талантом, являясь примером верного служения высоким идеалам настоящей театральной культуры. В первые же годы работы на сцене она решительно заявила о себе как о творческой индивидуальности с хорошими внутренними и внешними данными, обладающая художественной фантазией, сценическим темпераментом, высокой требовательностью к себе. Все это помогло создать интересные характеры в классическом и национальном репертуаре. Это и Марья Антоновна («Ревизор» Н. Гоголя), Кукушкина («Доходное место» 
А. Островского), Нищенка («Дом Бернарды Альбы» Г. Лорки), Зина («Колдунья Цыбырон» Х. Джиоева), Афсин («Зять Сырдона» Г. Плиева), Муслимат («Судья» Г. Плиева), Фаризат («Соломан» Ф. Калагова), Далауон («Поминальщики» Д. Туаева), Мани («Земные боги» В. Гаглоева), Хъалла («Совесть» А. Токаева), Бача («Кукла» Ш. Чкадуа), Нуца («Мать сирот» Д. Туаева), Дзыгасон («Обрученная девушка» 
С. Кайтова), сваха Мысырхан («Паша» Д. Туаева), Фенн («Теща» Г.Д. Хугаева). Она всегда с легкостью могла играть и острохарактерные, и комедийные, и образы глубокие, поднимающие социальные и нравственные проблемы, волнующие зрительный зал, заставляющие сопереживать, активно мыслить.

Ей многое удалось сделать и в кино… Да кто же не узнает Аллу Дзгоеву в фильмах «Во всем виновата Залина», «Ласточки прилетели», «11 писем к Богу»?!

– Согласны ли вы с утверждением, что актерская профессия – зыбкая?

– У каждой медали – две стороны. С одной – это триумф, признание, блеск, овации, а с другой – страдание и бесконечная зависимость от всего: от чужого мнения, ситуации, случая, собственного поведения, неустроенности в личной жизни. Даже от погоды мы, по-моему, зависим больше всех.

– Несмотря на театральную деятельность, ваш филологический диплом не пропал даром. Ведь вы еще и педагог, и многие ваши ученики плодотворно работают на сцене театра...

– Да, филологическое образование очень помогло мне в работе со студентами. На актерском отделении факультета искусств я объясняла студентам, что такое мастерство актера и художественное слово. Хотя мастерству ни одного студента никто не научит.

– А вы?

– А я учила логическому мышлению на сцене. Чему очень сильно способствует знание литературы, а для этого надо много читать.

– Не могу поверить, что среди ваших учеников не было таких, кем бы вы гордились?

– Конечно, есть. Они уже играют и делают достойные шаги на сцене Осетинского театра. Это Гиви Валиев, Инара Лалиева, Аида Кадзаева, Иван Хугаев, Зарема Боциева и другие.

– Кстати, не могу не задать вам этот вопрос… Минули времена, когда люди были увлечены чтением, интересовались литературой, культурой, знали и любили своих поэтов, писателей, актеров. Сегодня, к сожалению, очень сильно изменились моральные, нравственные ценности. Молодое поколение не знает историю и культуру своего народа и, что самое страшное,  зачастую не умеет, да и не хочет говорить на родном языке. А народность, у которой исчезнет язык и культура, обречена на вымирание. Как вы смотрите на эту проблему?

– Люди творческого труда, да и не только они, с болью наблюдают, как в последние годы в моральном плане меняется наше общество, и далеко не в лучшую сторону. И очень печально, что сегодня, когда люди не читают даже газеты, не говоря уже о художественной литературе, и мало общаются друг с другом на родном языке, единственным местом, где еще можно услышать чистую родную речь, прикоснуться к культуре своего народа, является национальный театр. Каждая народность, какой бы малочисленной она ни была, имеет свою богатейшую историю, уникальную культуру, своеобразный язык. И наша цель – не допустить исчезновения этих культур, довести до своего народа его историю и традиции через свое творчество.

– Мне кажется, что в творческом росте театра, и в частности актера, немаловажную роль играет зритель. Как привлечь людей, чтобы они ходили на спектакли?

– У театра, у которого нет своего зрителя, я думаю, нет будущего. Нашей целью является привлечение людей в театр, воспитание своего зрителя. Но, что обидно, в последнее время очень мало людей посещают спектакли. И что хуже всего – на спектакли не ходит даже интеллигенция. Какой же ты поэт, писатель, учитель, композитор или певец, если тебе неинтересна духовная жизнь твоего народа? Люди, которых порой уговариваем прийти на спектакли, иногда стоя провожают актеров аплодисментами. Они же после спектакля подходят и восхищаются нашей работой. Разве можно сравнить театр, где на сцене перед тобой вживую играет актер, с телевидением или кино? Посещать и понимать театр – это уже искусство, и не каждому оно дано.

– Говоря о художественном слове, нельзя не вспомнить про родной язык. Ведь красивая, правильная, чистая речь – один из главных элементов актерского мастерства. Справляется ли молодое поколение театра с этими проблемами?

– Еще М. Горький писал: «Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы при случае передать свою мысль другому человеку ясно и просто». И самое главное, он отметил: «Надо хорошо говорить» – ведь от того, насколько правильно мы излагаем свои мысли, зависит то, насколько хорошо их понимают окружающие. Нельзя ходить по родной земле, не очаровываясь родным языком, не зная и не изучая его. Для нас, живущих в Осетии, осетинский язык – это неоценимое духовное богатство, с которым народ живет, передавая из поколения в поколение мудрость, славу, культуру и традиции. Очень больно бывает, когда детей, которые приходят на спектакли, видишь в наушниках. Тот, кто пренебрежительно относится родному языку, родному народу, не заслуживает внимания и уважения.

– А что бы вы пожелали молодым начинающим актерам?

– Я желаю молодым артистам удачи и приятных ролей. Чтобы они не играли, а жили на сцене, ведь любой спектакль – это маленькая жизнь. А самое главное – быть самим собой. А мы, старшее поколение, должны любить их. Любое строгое слово, сказанное через призму любви, всегда будет помогать расти, развиваться, становиться. Отдельно от любви нет ничего: ни профессии, ни жизни, ни работы.

Источник: Марина КУДУХОВА, газета "Владикавказ"
 
По теме
В историко-мемориальном доме-музее им. Г. Цаголова г. Дигоры прошло торжественное мероприятие, посвященное 110-й годовщине со дня рождения Героя Советского Союза Астана Николаевича Кесаева,
Следователями СК проводится процессуальная проверка по факту получения телесных повреждений несовершеннолетним в Пригородном районе - Следственный комитет Следственным отделом по Пригородному району СУ СК России по РСО-Алания по факту получения 7-летним мальчиком телесных повреждений в результате использования пиротехнических изделий проводится процессуальная проверка.
Следственный комитет
JPG Файл - ОМВД Республики Северная осетия-алания В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудники ОКОН УМВД России по г. Владикавказу задержали местного жителя 1992 года рождения, подозреваемого в незаконном обороте наркотиков.
ОМВД Республики Северная осетия-алания
Крепость Владикавказ. Фото из открытых источников - Отделение РГО в РСО-Алания Крепость Владикавказ. Фото из открытых источников Обоснование роли города Владикавказ в формировании туристской дестинации с приданием ему статуса «культурно-исторический центр» Юга России - цель гранта,
Отделение РГО в РСО-Алания
В Москве пройдут Дни культуры РСО – Алания - Моздокский вестник          С 8 по 15 октября 2024 года в Москве пройдут Дни культуры Северной Осетии, приуроченные к двум важным юбилеям: 100-летию образования Республики Северная Осетия – Алания и 250-летию присоединения Осетии к России.
Моздокский вестник
В историко-мемориальном доме-музее им. Г. Цаголова г. Дигоры прошло торжественное мероприятие, посвященное 110-й годовщине со дня рождения Героя Советского Союза Астана Николаевича Кесаева,
Дигорский район