Мы с супругом Артуром Омаровым стали участниками внеконкурсной программы фестиваля короткометражных фильмов «Короче». Вот просто так. Внезапно.
Хотя нет, вру. Перед этим мы сняли фильм «Привет, Принц». Только дело в том, что мы возлагали на него слишком большие надежды и явно переоценивали. Когда крупнейшие мировые фестивали – типа Берлинского – щелкнули нас по носу и фильм не взяли, мы обиделись. И «Привет, Принц» превратился в нелюбимого ребенка. После отправки заявки на фестиваль «Короче» мы окончательно решили, что, когда придет отказ, фильм похороним. В буквальном смысле: закатаем на DVD-болванку, отнесем на Сапицкую и закопаем в землю.
Но все пошло не по плану. Программный директор «Короче» прислал нам трогательное письмо, в котором говорилось, что наш фильм стал одним из лучших: из 1 400 присланных на фестиваль он попал в сотню, выбранных для показа. Правда, во внеконкурсной программе.
Мы не знали, радоваться нам или нет. Еще бы! Фестиваль «Короче», существующий всего четыре года, уже уверенно занял свою нишу в мире кино, встав в один ряд с ММКФ и «Кинотавром». И мы на этом фестивале! Невероятно!
После того как вернулись на грешную землю из мира грез, мы написали ответное письмо с благодарностью.
В нем также выразили огромное желание приехать на фестиваль, но указали на отсутствие денег (не получается у меня быть продажным журналистом, писать заказные статьи). Вопрос мы поставили прямо: «Готовы ли Вы оплатить наши дорожные расходы?»
Нам объяснили, что участникам внеконкурсной программы, к сожалению, ничего не оплачивается. Мы закатали губу и пошли спать. A утром обнаружили еще одну весточку от дирекции фестиваля: «Ваше письмо нас очень тронуло. Правда. Мы решили пригласить вас на фестиваль. Обоих». Вопрос с оплатой был решен, после чего не ехать было уже нельзя. В руке синица, a тут еще в другую руку с неба упал журавль. Пора было готовиться к поездке в Калининград.
Мы знали, что этот фестиваль – очень большой и серьезный. Но когда прислали его регламент с перечислением одежды, которую нужно брать с собой, все стало еще серьезнее. Они требовали, чтобы в день мы совершали три переодевания, по их выражению, «меняли луки». Соответственно, для трех фестивальных дней необходимо было везти девять нарядов. Для каждого. Столько одежды у нас в шкафу не нашлось. Имевшаяся в наличии заняла чемодан и рюкзак. A дополнительную тяжесть чемодану добавляла литровая бутылка араки, которую мы решили отвезти организаторам в благодарность за приглашение.
В Калининграде нас, маленьких режиссеров из маленького Владикавказа, встречал микроавтобус с табличкой VIP. Сердце подсказывало, что минута славы еще впереди. Кстати, мы были практически единственными гостями фестиваля не из Москвы и Питера. И уж точно первыми в его истории с Северного Кавказа.
Гостиница и завтрак в ней были шикарны. Не буду опускаться до того, чтобы описывать, сколько селедки и колбасок мы съели. Достаточно сказать только, что мы наслаждались…
Открывали фестиваль по традиции в здании кафедрального собора Калининграда, который уже давно используется в основном как органный зал. Органов в нем два, причем один из них считается едва ли не самым большим в Европе. В честь открытия фестиваля на нем играли музыку из знаменитых кинофильмов, начиная от «Семнадцати мгновений весны» и заканчивая нолановским «Началом». Звучит орган мощно.
На выходе из собора нас ждал фуршет. Пожилая женщина в шляпке показалась мне очень знакомой… Открыли буклет, сравнили… Точно! Это была Светлана Светличная . Та самая, которая кричала в «Бриллиантовой руке» знаменитую фразу: «Не виноватая я! Он сам пришел!» Я ходила вокруг и бормотала: «Светличная, Светличная… Сама Светличная…». И тут она оказалась в очереди за едой. За нами. Там, где оставались последние вкусности, встала дилемма: брать самим или оставить ей? Она, кстати, это тоже поняла и стала рассказывать, что подобная ситуация у нее когда-то была на банкете у Георгия Данелии: пока она пыталась пробраться к огромному торту в виде крейсера «Аврора», от него ничего не осталось… Но нам все-таки повезло: и мы что-то перехватили, и Светличная не ушла голодной.
Подкрепившись и не забыв «сменить лук», мы пошли на официальное открытие феста – на красную дорожку. О ней сложно что-либо написать: ты просто идешь по ней и все. Но испытываешь при этом те чувства, которых не испытывал еще никогда в жизни: за ограждением стоят обычные люди, жители Калининграда, которые радостно приветствуют тебя, снимают на телефоны и машут руками. A ты идешь такая в вечернем платье, даришь им улыбки и думаешь, как бы не навернуться на этих лабутенах.
Не навернулась и ослепленная зенитом славы добралась до основной фестивальной программы, которую мы смотрели в итоге два дня подряд. С утра и до вечера. Столько российского кино мы еще никогда не видели. Но некоторые фильмы и вправду были хорошими. Почти как наш.
Кстати, его показали целых два раза. С аншлагом. По билетам. О такой премьере можно было только мечтать.
A в последний день фестиваля на закрытие приехал сам министр культуры РФ Владимир Мединский . Пожелал всем успехов, творческого роста и всего остального, что обычно желают в таких случаях.
После же был большой фуршет и церемония награждения. Наученные горьким опытом, что деликатесов на всех не хватает, мы набрали полную тарелку с самого начала. Поставили ее на столик. Однако через несколько мгновений, громко чертыхаясь, на нашу тарелку упал Андрей Мерзликин (актер, который играл в «Бумерах» и долгое время был кумиром молодежи). Тарелка упала, ее содержимое рассыпалось, a Мерзликин разбил колено. Он, конечно, долго извинялся перед нами за тарелку. Ну a мы – исключительно из вежливости – за его колено. Ведь если бы не мы, он бы, может, и не ударил его. «Мужчины не жалуются», – заметил он.
Оставшись без ужина, мы отправились на поиски других звезд. Поздравили с днем рождения Сергея Сельянова , который продюсирует все российское кино, начиная от «Брата» и заканчивая «Лунтиком». Заручились согласием Игоря Толстунова (a он известен в основном как продюсер Гай Германики) приехать на кинофестиваль во Владикавказ, если мы сподобимся такой организовать. Сфотографировались с кумиром девочек от 13 до 15 Данилой Козловским . И застряли с Джаником Файзиевым , который снял когда-то «Август восьмого». Число звезд, с которыми мы проводили вечер, росло как грибы после дождя. Каждый раз мы чувствовали себя героями игры «Марио», попавшими на бонусный уровень, где сыплются монетки.
С Джаником Файзиевым, конечно, нашлось очень много тем для разговора, начиная от марок электронных сигарет и заканчивая, собственно, осетино-грузинским конфликтом. Но нас прервал некий тип в кайзеровской фуражке. В профиль он был похож на калининградского бомжа, в анфас – на кого-то смутно знакомого. Мы спросили о нем у проходящего мимо фотографа.
– Ребята, да это же Гришковец, – удивленно ответил он.
Гришковец оказался слишком разговорчивым, рассказывая, что его кайзеровская фуражка имеет прямое отношение к тому, что он когда-то служил на флоте. В доказательство этому он стал показывать свои молодые фотографии. Когда разговор все-таки плавно свернул на кино, он пообещал сняться в нашем следующем фильме. «Я сниматься хочу, a меня никуда не зовут», – мотивировал свое желание Гришковец . Я уточнила, что мы не из Москвы, a из Владикавказа. Его это не испугало. Мы обменялись с ним номерами телефонов. И не верили своему счастью.
Мы продолжали чувствовать себя звездами. Все располагало к этому. Но один момент меня поразил особенно. Фуршет у нас был в шатре, a туалет располагался в десяти метрах от него. Накрапывал дождь. И при попытке выйти из шатра и направиться в сторону уборной, ко мне подбежал специально обученный человек с раскрытым зонтом и проводил меня до кабинки. Подождал. Привел обратно.
Уезжать было жалко. К хорошему привыкаешь очень быстро. Пока мы ехали домой, я все переживала: a что если мы зазвездимся?.. Увы! По возвращении меня ждали благоустройство детских садов и борьба с амброзией во Владикавказе. Карета вновь превратилась в тыкву, кучеры – в мышей, a я – в Золушку. Которая тем не менее побывала в сказке.
Однако этот фестиваль дал нам силы продолжать заниматься любимым делом и снимать кино дальше.
И тогда сказка сможет стать былью…
Елизавета ЧУХАРОВА
Источник: Газета "Владикавказ"