Ей рукоплещет восхищенный мир

Ей рукоплещет восхищенный мир
Фото: osradio.ru
8 Марта в этом году Елене ЦАЛЛАГОВОЙ выпало встречать в Чикаго. Солистка Немецкой оперы будет принимать поздравления по ту сторону Атлантики, где блистательно дебютировала в роли Деспины на сцене Чикагской лирик-оперы. А поздравить обладательницу красивейшего лирического сопрано, уверенно занявшую свое место в мировой оперной элите, да и просто красавицу, уверяем, есть кому. Легендарный театральный режиссер Робин Уильямс предложил ей на выбор любую постановку для участия. Директор фестиваля Россини Альберто Дзедда безусловно поверил в ее драматическое дарование и предоставил возможности совершенствоваться, а директор Немецкой оперы пошел на все необходимые Цаллаговой условия контракта, стараясь заполучить ее в штат, и не прогадал. Поклонники не пропускают спектакли с ее участием не только в Берлине, но и в Англии, в Торонто, в Австрии. Но одним из первых в этот праздничный день, конечно, будет папа - он и увлек когда-то оперой маленькую Лену. Первая попытка, правда, имела спорный успех. Но теперь девушка рассказывает об этом с улыбкой: - О, тут было вообще довольно парадоксально: папа поставил мне запись оперы Вагнера на немецком языке, и мне страшно не понравилось - это был какой-то набор слишком тяжелых для меня звуков и слов на непонятном языке, в итоге отошла от самой мысли об опере на пару лет. Но я подросла, и изменилось восприятие даже таких сложных вещей. Сказалось, наверное, то, что родители всегда так или иначе занимались классической музыкой. Важен какой-то импульс, толчок - первый поход в театр, первая прослушанная с кем-то запись, в конце концов. Мы ведь в целом очень талантливая нация, говорю об этом не из бахвальства, а по факту присутствия на афишах лучших театров осетинских фамилий. Но все необходимо поощрять в семье в первую очередь. С домашнего музицирования все и начиналось, а продолжилось во Владикавказском музыкальном училище имени В. Гергиева, Академии молодых певцов при Мариинском театре. На каком-то этапе поняла, что хочется пробовать себя еще и еще, на разных уровнях и на разных сценах. Изящная, как фарфоровая статуэтка, девушка с застенчивой улыбкой оказалась лихим покорителем европейских, и не только, оперных подмостков, да каких! Баварская опера, Россиниевский фестиваль в итальянском Чезаро, мадридский театр "Реал", парижская Опера Бастиль, участие в престижном Гляйндборнском оперном фестивале, знаковое выступление на знаменитой Вальдбюне в Берлине и здесь же долгосрочное сотрудничество с Немецкой оперой. Она может быть крошечной Лесной птичкой или многодетной Лисичкой, жертвенной рабыней Лю или убитой предательством любимого Царской невестой, игривой Деспиной или восхитительно-графичной, словно оживший миф, Мелизандой. В каждом образе - пластичность, выразительность хрустального голоса и гибкого тела, трепетность и тот самый стержень, который определил неожиданное своеволие и твердость в выборе собственного пути в творчестве самой Леной. - Давай вернемся к исходному моменту, и меня интересует вот что: поначалу ты хотела быть балериной, потом джазовой певицей - все в полном соответствии тому возрасту. И вот опера - разве не консервативна она в своей основе? Да, теперь и эта твердыня подвергается самым невероятным экспериментам в плане режиссуры, но это в основном сценография; а вот само исполнительское мастерство достаточно канонично, разве не так? Не останавливало ли тебя опасение застыть в этом консерватизме тогда, когда ты только решалась встать на этот путь? - О, на самом деле так и было! Но лишь поначалу. Понимаете, в опере столько граней, что их можно раскрывать бесконечно. А рамки - да, они есть, но они же способны трансформироваться столь чудесным образом, что раздвигают пространство, дают перспективное видение, казалось бы, незыблемых вещей. Всегда впереди маячит планка, которой хочется достичь. К тому же партитура - да, неизменна, но меняется манера исполнения. Мне попалась запись "Сомнамбулы" Беллини - поет Аделина Патти, и ты понимаешь, что бельканто в нашем сегодняшнем понимании разительно отличается от того, что звучит в этой записи: фразы обрывочны, а не так длинны, как привыкли исполнять сегодня. Меня это просто поразило! Да даже исполнительницы 30-ти или 40-летней давности дают совершенно другую фразеровку. Конечно, мы учимся на тех, канонических примерах, но мне нравится, как поют сегодня. В этом много нового, мы ведь живем здесь и сейчас - и привносим в эти партии свежие ноты. - А как быть в таком случае с элементом аутентичности, с изначальными идеями? - Handmade не уйдет никуда из оперы хотя бы потому, что мы поем без фонограммы, без микрофонов. Каждый спектакль абсолютно индивидуален и аутентичен по факту. - Но если учитывать динамику изменения сценографии в опере, от чего отталкиваешься ты в подготовке новой партии - от партитуры как таковой или от режиссерского решения образа в целом? Спрашиваю об этом направленно, зная, что ты готовишь прямо-таки марафонского масштаба роль, насыщенную драматургическими коллизиями и хореографией крутого блокбастера. - На первом месте всегда музыкальная часть. Но скрупулезно разбираю и драматургическую составляющую, чтобы донести до слушателя, не знающего, к примеру, итальянский, все нюансы сюжета. А сценически... это может быть очень необычно, порой просто вразрез с музыкой, но мне нравится, что в Германии, например, публика, даже если это далеко не гениально, очень открыта новаторству и реагирует неожиданно положительно. - О, здешняя публика заслуживает отдельного разговора! Открыта инновациям - это одно. Но вот где еще за четыре года можно обзавестись клубом фанатов уроженки Осетии Елены Цаллаговой?! - Это кажется невероятным, но здесь так быстро идет информация! И это ведь далеко не профессионалы: люди самых разных профессий, преданные опере, находят, что мое исполнение заслуживает того, чтобы прийти на спектакль, если в афише стоит мое имя. Это так трогательно и так ответственно! - Ты как-то поддерживаешь контакт со своими поклонниками? - Конечно! Со многими я знакома, и не только потому, что они мне дороги; я часто спрашиваю их мнение и по вокалу, и по сценической подаче не только для того чтобы сделать им приятное. Это ведь довольно подготовленный зритель, изучающий историю той или иной постановки, имеющий возможность сравнивать манеру исполнения и многое другое, так что все вполне авторитетно. Но даже если это совсем необычная интерпретация или современная опера, завсегдатаи Немецкой оперы стараются понять и оценить новаторство. - Могу спросить о твоих предпочтениях? - Классика меня привлекает больше однозначно, мне нравится гармония, которая ложится и воспринимается на слух. Я так воспитана, наверное, что мне нравится воспринимать музыку не рациональным разумом, а сердцем, мне хочется красоты и как зрителю. - Имя на афише, надеюсь, не главный стимул в оперной карьере? - Конечно, это всегда результат многолетней и очень нелегкой работы. Проблема внушить это молодым, которые в наш стремительный век хотят всего и сейчас. Как говорил один из моих преподавателей, если талант на троечку - значит, трудоспособность должна быть на пятерку. В этом вся истина. Ведь сколько талантливых людей, которые просто не состоялись из-за лени вообще никак! - Ты получала такие установки изначально? - Да, именно благодаря этому я и двигаюсь вперед, надеюсь. И это важно ведь не только в искусстве. В идеале ты должен заниматься тем, что тебе нравится, плюс труд - тогда это принесет результат. - А как быть с гениальностью? Ведь прорвется так или иначе, уверяют нас... - А я считаю, что гениальность и заключена, прежде всего, в способности к труду, в желании работать без конца. И еще очень важно услышать объективную оценку твоих способностей. - Ты ее услышала в свое время? - Да. От папы. Я и сейчас с ним частенько советуюсь. Мне очень повезло с моим первым педагогом Людмилой Балык, которая дала мне замечательную технику пения: ею я пользуюсь и сейчас. Вообще, Республиканский лицей искусств, где я училась, обеспечивает именно той общеподготовительной культурной базой, которая дает возможность достаточно свободно ориентироваться уже в самостоятельной карьере в условиях самых разных школ и культур. Должна сказать, это вообще выгодно отличает российских исполнителей в мире, это привносит неповторимость в исполнение. Повторю без ложной скромности: в Осетии я получила настолько многостороннее образование, что смогла "перепрыгнуть" многие дисциплины, которые приходится наверстывать моим сверстникам на Западе, где все слишком узконаправленно. Даже в консерватории в Питере был балетный класс трижды в неделю! На этом багаже строила обучение и в Италии, и во Франции, открыла для себя новые стили. - Имеет ли значение, где именно ты выступаешь в данный момент, на каком языке поешь? - Конечно, еще как! Например, когда пела свой дебют здесь, на сцене Лесной оперы (это была "Волшебная флейта" на немецком языке), мне казалось, вся эта многотысячная аудитория знаменитого театра вслушивается в каждое слово, в каждый нюанс арикуляции - это такая ответственность! Сейчас же это одна из центральных моих партий. А каково было петь национальную, можно сказать, французскую оперу "Пелиас и Мелизанда" в Опере Бастилия! Но критика благосклонно отметила безупречный французский и исполнение истинно в стиле Дебюсси. Труды того стоили! - Маячит ли впереди роль твоей жизни? - Она всегда за горизонтом! - Думала, ты скажешь о заветной партии... - А это всегда именно та партия, которую пою вот здесь и сейчас! Ведь я ее, даже самую маленькую, проживаю до конца, она в данный момент и есть самая любимая! АВТОР: М. ТЕРСЕНОВ HTTP://SEVOSETIA.RU/ARTICLE/INDEX/153161
 
 
По теме
10 и 11 апреля в 19:00 в Академическом русском театре имени Е. Б. Вахтангова состоится показ спектакля «Ночные дороги» по одноименному роману Г. Газданова.
Инаугурация состоялась в Эрмитаже 25 марта. «25 марта в Главном штабе Государственного Эрмитажа Валерию Гергиеву было присвоено звание почётного доктора Евразийского международного университета»,
На базе МКУК Дом культуры им. Барту Дзугаева г. Ардон состоялся муниципальный этап конкурса школьных театральных постановок.
Прокурором Северо-Западного района г. Владикавказа утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 38-летнего жителя республики.
Прокуратура
Обвинение предъявлено директору школы села Кизляр Моздокского района. «По версии следствия, обвиняемая не исполнила обязанность по созданию безопасных условий для обучения детей,
Ossetia.News
В Вурнарском муниципальном округе Чувашской Республики открылся новый офис врача общей практики - Росздравнадзор 26.03.2024 26.03.2024 26.03.2024 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения ведет постоянный мониторинг реализации Национального проекта «Здравоохранение» во всех регионах страны.
Росздравнадзор
По результатам еженедельного мониторинга за гриппом и ОРВИ среди населения Моздокского района с 18.03.2024 по 24.03.2024г.
Моздокский район
В МОО рамках клуба «Мотиватор» прошла встреча с Амирханом Торчиновым - Iriston.Ru В Московской осетинской общине функционирует дискуссионный молодёжный клуб «Мотиватор», гостями которого становятся наши уважаемые соотечественники, делящиеся своим богатым жизненным и профессиональным опытом.
Iriston.Ru