Однажды к Мудрецу пришел человек и попросил его научить отличать красоту от уродства и правду - от лжи. Мудрец подумал и... научил человека танцевать!
Вся жизнь Таймураза Кокаева связана с музыкой и танцем. Он родился за год до окончания Великой Отечественной войны в Хумалаге, куда его отец Дзамболат вернулся с фронта после двух тяжелейших ранений инвалидом Отец прекрасно исполнял осетинские народные героические песни и танцевал, а мать, Адошка Сидакова (родом из Заманкула), виртуозно играла на гармошке, шила и вышивала. Она умерла в 1953 году, когда Таймуразу было 9 лет, а его младшему брату - 7. Казалось, в этом доме больше никогда не зазвучит музыка... Но в жизни черную полосу всегда сменяет белая. Прошло время, и отец женился во второй раз на учительнице Нине Абаевой. Она была родом из Коби и привезла с собой патефон и множество пластинок с записями известных грузинских музыкантов. В Коби, куда мальчика отправляли на лето, он и познакомился с Мухарбеком Абаевым, солистом госансамбля «Алан». Разница между ними в возрасте была всего один год...
Впервые вокальные способности Таймураза, его врожденную музыкальность заметила учительница Хумалагской школы Роза Цаболова. Она дала ему роль Колобка в ученическом новогоднем спектакле. В Хумалаге с одаренным мальчиком занимался также учитель пения Петр Пухов (сам он играл, на баяне, пел). В 1960 году в район приехала комиссия, которая отбирала в селах музыкально одаренных детей для участия в Декаде искусства и осетинской литературы в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Таймураза отобрали для участия в Декаде как певца (с одаренными детьми усиленно занимались Булат Газданов, композитор Резван Цорионти), но случилось так, что за время подготовки к декаде голос мальчика претерпел мутации, а затем - и вовсе пропал. В Москву на Декаду он попал уже как танцор Детского танцевального ансамбля Орджоникидзевского Дворца пионеров, созданного Постановлением Совета Народных комиссаров республики в 1939 году.
Таймураз хорошо помнит, как готовились маленькие танцоры к декаде, как выходил на сцену художественный руководитель этого грандиозного мероприятия Вано Мурадели. А всего через год, в 1961 году, Таймураз принял участие в Москве в составе того же ансамбля во Всемирном форуме молодежи.
Директором Орджоникидзевского Дома пионеров до 60-х годов была Зарета Анисимова. Когда ее назначили директором Орджоникидзевского училища искусств, она открыла там хореографическое отделение - половина ансамбля Дома пионеров перешла туда. Таймураз в их числе: начал заниматься на двух отделениях - хореографическом и духовом по классу кларнета. «Уже на первом курсе мы участвовали в балете Делиба «Копеллия», в балете на музыку Пуни «Эсмеральда»», - вспоминает Таймураз Кокаев. Директор Дома пионеров Таймураз Бицоев сделал студенту Кокаеву неожиданное предложение - работать в ансамбле и помогать восстанавливать старую программу, так как худрук ансамбля Асатин Доев покинул к тому времени коллектив по состоянию здоровья. Так, 55 лет назад, началась педагогическая деятельность Таймураза Кокаева.
Перед молодым педагогом сразу стали ставить большие, ответственные задачи. Например, в 1964 году к приезду главы государства Никиты Хрущева по поводу 40-летия СОАССР, поступило задание - подготовить сюиту с участием юных танцоров. Главе государства ее показали в программе праздничного концерта в открывшемся перед этим музыкальном театре Орджоникидзе. В этом же году Таймураза забрали в армию. В Пригородном районе он служил в военном городке Алханчурт в составе солдатского эстрадного ансамбля: играл на кларнете, на баяне, пел песни, танцевал.... В 1965 году в Ростове-на-Дону принимал участие во Всеармейском фестивале, посвященном 20-летию Победы над фашизмом. Был среди почетных зрителей того концерта сам Исса Плиев. После представления он вручил Таймуразу Почетную грамоту, которая до сих пор хранится в домашнем архиве как реликвия.
Вернувшись из армии в 1967 году, Таймураз Кокаев вновь вернулся на работу в Дом пионеров. Параллельно он заканчивал училище искусств по классу «кларнет» и поступил заочно на истфак СОГУ. В 1974 году ему вновь довелось участвовать в Декаде искусств в Москве, только теперь - в качестве хореографа. Именно тогда ансамбль народного танца Дома пионеров получил свое нынешнее название - «Маленький джигит». «Мы выступали в концертном зале им.Чайковского, - вспоминает Таймураз Кокаев. - Перед нами на сцену вышел вокально-инструментальный ансамбль Дворца пионеров «Маленький джигит» с одноименной песней Христофора Плиева. Вслед сразу на сцену вылетел детский танцевальный коллектив с зажигательными кавказскими танцами. Зритель решил, что это и есть «Маленький джигит». Их так и стали называть. Название само «прилипло» к коллективу».
В 1975 году в Тбилиси прошел Первый фестиваль танцев народов Кавказа. Аккомпанировала коллективу Ирина Мистулова. Из Тбилиси тогда юные танцоры привезли восторженные отзывы прессы и 18 золотых медалей. Два раза коллектив выступал в «Артеке», 10 раз в «Орленке» и 6 раз в «Океане».
Иоаким Шароев, родоначальник жанра массовых зрелищ в СССР, включил «Маленький джигит» в сюжет сказки Кремлевской елки. По два представления две недели подряд давали юные танцоры. 28 раз они выходили на сцену Дворца съездов в качестве участников новогодних кремлевских елок! Таким образом, «Маленькому джигиту» пришлось выступать на самых престижных площадках Москвы: на сцене Большого театра, в Колонном зале, в концертных залах им.Чайковского и «Россия».
В 1978 году в Москве прошел XVIII съезд ВЛКСМ. За блистательное выступление в праздничном концерте съезда Постановлением бюро Северо-Осетинского обкома ВЛКСМ от 18 октября 1978 года коллективу была вручена премия им.Мысоста Камбердиева. «Среди лауреатов премии еще не было столь юных», - писали в СМИ.
Первое зарубежное турне коллектива состоялось в 1972 году в солнечной Болгарии. Потом у «Маленького джигита» было много зарубежных выступлений. Назовем лишь некоторые. В 2002 году - Париж, Дни Северной Осетии во Франции. «Джигиты представили Осетию в ЮНЕСКО», - такими заголовками пестрела европейская пресса. Послы со всего мира присутствовали на том памятном концерте. В 2005 году юные танцоры приняли участие в фестивале «Русская зима» в Лондоне, выступали перед мэром Лондона Кеном Ливингстоном и мэром Москвы Юрием Лужковым на знаменитой Трафальгарской площади. Сто тысяч зрителей были в восторге от коллектива и аккомпанировавшего ему гармониста Сослана Дзуцева. Оргкомитет признал тогда «Маленького джигита» лучшим участником фестиваля.
В 2006 году - выступление в Китае на Тяньдзинском фестивале. В 2007 году - гастроли в Швейцарии, по приглашению руководителя Ассоциации «Друзья Осетии в Базеле» Залины Гуриати. Дети сделали невозможное - расшевелили чопорную швейцарскую публику. Разбитые в кровь пальцы ног залечивались ночами. Никто не жаловался, ведь осетины - нация на носках. Танец на носках испокон века существует в нашем народе. Ичиги - это не балетные пуанты: там нет пробки, перегородки, защищающей пальцы ног...Не каждый способен освоить танец на носках.
Дважды «Маленький джигит» получал главный приз конкурса «Надежды Европы» - «Хрустальный тореодор». Награды можно перечислять до бесконечности: лучший детский танцевальный коллектив года по версии журнала «Танцевальный Клондайк», лауреаты премии «Петрополь» и так далее, и так далее. Самая дорогая награда для коллектива - Государственная премия им.Коста Хетагурова. За всем этим - колоссальный труд Таймураза Кокаева и его сподвижников. В первую очередь, его супруги Людмилы, урожденной Азиевой. Как они познакомились? По счастливой случайности. «Людмила приводила ко мне на занятия свою племянницу Фатиму», - вспоминает Таймураз.
Дочь Алина и сын Алан стали достойными продолжателями дела своего отца. Выпускница факультета международных отношений, Алина помогает отцу в организационной работе с коллективом. Сын Алан - блистательный танцовщик, талантливый хореограф, актер кино, управленец (самый молодой начальник городского управления культуры Владикавказа за всю историю существования этой должности).
«Встреча с Вами ознаменовала для нас самые интересные, счастливые минуты, часы и годы нашей жизни. Незабываемые 11 лет вы учили нас самому красивому и понятному языку - языку танца. С вами мы постигали мудрость и пластику народного танца», - пишут Таймуразу Кокаеву его воспитанники, которые сейчас живут и работают в Петербурге.
Свою творческую биографию в его прославленном коллективе начинали солистка ансамбля «Алан», а ныне известный врач Тамара Карсанова, солисты ансамбля «Лезгинка» Бойгар Авсаджинижвили и Олег Миткеев, солисты ансамбля «Иристон» Александр Мамсуров и Заур Акоев, худрук «Арта» Сергей Щавлохов, артист «Мосцирка» Сергей Мурадов, народная артистка РСО-А Марина Хутугова, народная артистка РСО-А Залина Хубаева... Список можно продолжать до бесконечности.
Невзирая на смену эпох, власти, обстановку в мире, Таймураз Кокаев всегда занимался любимым делом и оставался самим собой. 1 ноября 2016 года он отметил 55-летие профессиональной деятельности. С этой датой его поздравили представители республиканской власти. На открытую репетицию пришла новый министр образования и науки РСО-А Ирина Азимова, Глава АМС Владикавказа Борис Албегов вручил хореографу высшую награду города - медаль «Владикавказ - город воинской славы».
«Сегодня за плечами у вас тысячи благодарных учеников, десятки юных и талантливых звезд, которые вы зажгли победами в международных и российских конкурсах, - отметил в приветственном адресе Борис Албегов. - Благодаря вашему неустанному труду и дару балетмейстера творчество возглавляемого вами уникального ансамбля хорошо известно по всему миру. «Маленький джигит» восхищает своих поклонников колоритом и богатством концертных программ, непревзойденным мастерством, искромётным темпераментом и исполнительской техникой. Своим творчеством вы выполняете одну из важнейших задач популяризации осетинской культуры, традиций и обычаев среди младшего поколения. Убежден, что и впредь ваше стремление добиваться совершенства в каждой детали будет залогом долгой творческой жизни вашего ансамбля и новых успехов и достижений!»
Подготовила Мадина ТЕЗИЕВА, газета «Владикавказ»